Психосинтез

Принято считать, что Психосинтез как направление трансперсональной психологии существует с 1910 года. Именно в то время начал свои исследования итальянский ученый, психиатр Роберто Ассаджиоли (1887 — 1976). Процесс синтеза — повсеместное явление: клетки объединяются в организм.

Из букв складывается слово, звуки музыки образуют мелодию и так далее. Эмпирический опыт показывает, что синтез происходит и в человеческой психике и что отсутствие его порождает серьезные проблемы. Ассаджиоли заметил, что утрата внутреннего равновесия, ощущение бессмысленности и другие душевные страдания возникают часто тогда, когда различные элементы психики разобщены или вступают в противоречие друг с другом. Когда же они объединяются во все большие и большие целостности, человек испытывает прилив сил, находит в своей жизни больше смысла.

Для человека процесс постепенной интеграции структур психики является естественным и необходимым, но зачастую он бывает заблокирован. Ассаджиоли приступил к разработке методов снятия подобных блоков. Разработанную систему методов и приемов для высвобождения процесса объединения психических структур он назвал психосинтезом.

 

В зависимости от цели применения, психосинтез может служить:

  1. Способом психического развития и самопостижения, для тех, кто не хочет оставаться рабом внутренних противоречий, комплексов, страхов и внешних влияний.
  2. Методом лечения психических и психосоматических расстройств, обусловленных либо острым запутанным конфликтом между различными группами сознательных и бессознательных сил, либо теми мучительными глубинными кризисами, которые часто предшествуют фазе самопостижения, но значение которых сам пациент не вполне понимает.
  3. Методом интегрального воспитания, которое служит не только развитию различных способностей ребенка, подростка, или зрелого человека, но помогает ему обнаружить и осознать свою истинную духовную природу.

Изменения в результате практики психосинтеза происходят как правило постепенно. Часто только по прошествии времени от нескольких месяцев до нескольких лет довольно-таки регулярных занятий мы можем осознать в себе произошедшие глубокие перемены. У такой задержки есть причина: нашему бессознательному нужно время для обработки полученного опыта. По словам Ассаджиоли: «должно произойти созревание психического плода». Физический плод созревает скрытно, в материнской утробе, психический — в сокровенных уголках бессознательного. Процесс этот для обоих очень чувствительный, ранимый, для обоих высшая точка достигается в кризисе и чуде рождения, появления новой жизни. Несмотря на то, что процесс интеграции психики кажется очень длительным те, кто правильно осуществляет практику психосинтеза в итоге приходят к замечательным результатам. Причем, достигнув определенных рубежей, человек уже никогда не возвращается к прежней раздробленности.

Центральными понятиями предлагаемой Ассаджиоли схемы являются «Я», (другие названия: «Самость», «личное Эго» или «Личное Я») и «Трансперсональное Я» («Сверх Самость», «Духовное Я», «Надличное Я»).

Ассаджиоли создал программу, согласно которой можно переходить с одной ступени формирования личности в индивидуальном опыте на другую, параллельно раскрывая в себе и приобретая различные качества. Он описывает свою модель как «грубую, почти анатомическую репродукцию нашей внутренней конституции…» и разделяет человеческое бессознательное на три области: низшее бессознательное, среднее бессознательное, высшее бессознательное. Несмотря на то, что эти пласты бессознательного имеют различное содержание, они тесно взаимосвязаны друг с другом.

  1. Низшее бессознательное.
  2. Среднее бессознательное.
  3. Высшее бессознательное.
  4. Поле (область) сознания.
  5. Личное Я.
  6. Духовное (Надличное) Я.
  7. Коллективное бессознательное.

Происходит постоянный обмен энергиями и элементами как внутри психики отдельного человека, так и с коллективным бессознательным.
Низшее бессознательное содержит в себе информацию о простейших формах психической деятельности, примитивные животные побуждениях, «комплексы», несущие сильный эмоциональный заряд, образы кошмарных сновидений, «фантазмы» (фантазии, которые в искаженной форме отражают действительные желания человека), низшие неконтролируемые парапсихические процессы, различные патологические проявления (фобии, мании, навязчивые идеи) и так далее. С низшими парапсихическими процессами обычно связывают необычные явления, с которыми может столкнуться человек при погружении в низшее бессознательное. Это видения различных пугающих, неприятных сущностей, привидений, встреча с «домовыми», явления полтергейста и так далее. Как правило, такие встречи имеют негативную или, в лучшем случае, нейтрально окраску. Можно сказать, что именно этой областью занимался в свое время 3. Фрейд.

Среднее бессознательное содержит психические элементы, сходные с элементами бодрствующего сознания и свободно в него проникающие. Здесь прежде, чем проявиться в сознании, зарождаются, развиваются и созревают плоды повседневной деятельности разума и воображения.

В Высшем бессознательном проявляются высшие формы интуиции и вдохновения, здесь господствуют энергии, побуждающие к духовному росту, к творчеству. Получая доступ к высшему бессознательному, человек знакомится с высшими парапсихическими явлениями, решает вопросы смысла жизни и отношения с Божественным. Под высшими парапсихическими явлениями подразумевается целый ряд феноменов: необычные озарения, видения, чудесные «совпадения», откровения и т.д. Люди с религиозным сознанием часто все это называют «чудеса Господа». При этом человек не испытывает страха, его переполняет чувство благоговения, радости, восторга от ощущения, что он прикоснулся к общему Живительному Источнику Света и Мудрости.

Поле Сознания  — это непосредственно осознаваемая нами часть информации о нашей личности в каждый данный момент времени.

«Личное Я» является нашей сущностью. Его можно сравнить с водоворотом, вокруг которого, посредством притяжения располагаются различные части и черты личности. В области сознания наши чувства, ощущения, мысли постоянно меняются. Между тем «личное Я», как центр остается неизменным наблюдателем, осознающим себя и свое бытие. Многие люди пассивно плывут по поверхности «потока сознания», отождествляя себя с каждой последующей мыслью, чувством и ощущением. В этом случае они не различают «личное Я» и область сознания вокруг него. Р.

Ассаджиоли усматривал в «Духовном Я» более глубокий и широкий источник идентичности, нечто такое, что распространяется за пределы психики индивида. «Духовное Я» пребывает над потоком мыслей и состояний тела и не подвержено их влиянию, а «Личное Я» следует рассматривать как отражение, проекцию «Духовного Я» на поле личности. Сохраняя индивидуальность, «Духовное Я» живет на уровне всеобщности, где личные взгляды и интересы перекрываются более широким целостным видением.

Существует общий массив информации, который отражает сознание всего человечества в целом. Это то, что К. Юнг в свое время назвал «Коллективным бессознательным«. По Карлу Юнгу, коллективное бессознательное есть «предпосылка каждой индивидуальной психики, подобно тому, как море есть предпосылка каждой отдельной волны… Оно (коллективное бессознательное) более похоже на атмосферу, в которой мы живем, чем на что-то, что находится внутри нас. Это просто неизвестное качество мира«. Внешняя линия диаграммы не отделяющая, а скорее разграничительная, как мембрана в живой клетке. Между нами и другими постоянно идет процесс «психического обмена» в общей «психической среде». Следует помнить, что «Духовное Я» располагается и над коллективным бессознательным, охватывая его и в то же время оставаясь трансцендентным по отношению к нему.

Опираясь на эту схему, можно примирить два фактора, которые на первый взгляд кажутся взаимоисключающими. С одной стороны, существует видимая двойственность, то есть кажущееся наличие у нас двух «Я», так как «личное Я» обычно не осознает «Духовное Я» и даже отрицает его существование. «Духовное Я» при этом скрыто и не проявляет себя в нашем сознании непосредственно. С древних времен ту завесу, которой отгорожено «Духовное Я» от «личною Я» называли майей, что означало «иллюзия», «ошибочное, искаженное представление о действительности». С другой стороны, нет двух «Я», есть только «Духовное», которое проявляется с разной степенью искажения в зависимости от чистоты сознания и степени само постижения. Одной из задач как психосинтеза, так и психологии духовного измерения является выявление причин отсутствия у человека стремления к духовному совершенствованию и разработка методов, с помощью которых можно способствовать проявлению этого стремления. Кроме того, важно знать способы психологической помощи тем, кто решил встать на путь духовного роста и столкнулся с различными трудностями.

Уровни психосинтеза

Первоначально Ассаджиоли рассматривал два уровня психосинтеза. Он выделял этап формирования полноценной личности (Личностный психосинтез) и далее этап духовного совершенствования (ДУХОВНЫЙ психосинтез). К области духовного психосинтеза он относил множество феноменов и психических состояний, с которыми встречается тот, кто окунается в глубины своего бессознательного.
В настоящее время многие последователи этого направления склонны принимать трехуровневую модель, предложенную Т. Йомансом. Он делит процесс психосинтеза не на два, а на три этапа: Личностный, трансперсональный и духовный.

Этап формирования личности соответствует этапу, выделяемому Ассаджиоли. В этот период происходит работа по интеграции личности вокруг «личного Я». Задача этой стадии в том, чтобы структурировать и (или) согласовать все аспекты личности, дать ей возможность новым здоровым, эффективным способом справляться с окружающей действительностью. Эта работа должна предварять переход к другим этапам. Преждевременное открытие энергиям трансперсонального может привести, напротив, к углублению расстройств личности, разрастанию Эго, регрессивному поведению.

Трансперсональная работа имеет отношение к расширению сознания за пределы обычных границ в любую другую область (в личное или коллективное бессознательное). Эта работа предполагает подробное исследование различных уровней психики, соответствующих, например, различным области овальной диаграммы Ассаджиоли, или работу с «воспоминаниями о своем рождении». Сюда же может относиться работа с тем, что К. Юнг назвал «тенью» или Анима и Анимус и их интеграцией.

Это также может бы «переживание прошлых жизней», проявление экстрасенсорных способностей, парапсихические явления и так далее.

Таким образом, трансперсональное — это та область, которая дает возможность в буквальном смысле глубже и полнее познать себя, увидеть и прочувствовать, а иногда и услышать те стороны и энергии, которые до сих пор были недоступны сознанию и включить их в более полное ощущение своего «личного Я».

Духовный уровень по сравнению с трансперсональным, внимание которого направлено на содержание бессознательного, обращается непосредственно к энергиям синтеза, к воле «Духовного Я». Здесь ставится задача приведения личной воли в соответствие с волей «Духовного Я», то есть фактического растворения в Высшей воле. В отличие от трансперсонального уровня, переживания на этапе духовного психосинтеза не имеют содержания. Если психика имеет содержание, личность обладает динамической структурой, то «Духовное Я» — есть чистое бытие, пронизывающее их. Это энергия, наполняющая всю жизненную систему, это чувство полной гармонии, полная удовлетворенность существующим положением вещей, ощущение внутренней силы и уверенности. При этом уже нет необходимости познавать какие-либо области сознания, осмысливать их. Все ясно и присутствует знание без осмысления.

Работа с «Духовным Я» имеет свои уровни и проблемы. Здесь не предлагается расширение сознания для получения новых знаний. Если предположить, что «Духовное Я» есть условие существования психики, а психика — условие существования личности, то ясно, что чем прозрачнее «призмы» психики и личности, тем больше света от «Духовного Я» будет достигать внешнего мира. Таким образом, работа на личностном и трансперсональном уровнях сводится к тому, чтобы связать и настроить внутренние системы «призм». -Духовное Я» становится во главу работы психосинтеза, оно становится как условием, так и результатом работы на других уровнях.

Именно «Духовное Я» заключает в себе сознание Бога, потенциальную возможность постичь Его. Человек, которому удается достичь полной «настройки» живет в Абсолютном Мире, где понятия «внутренний Мир» и «внешний Мир» идентичны и граница между ними исчезает и, следовательно, отсутствуют противоречия. Живя в Абсолютном Мире он обретает абсолютные мысли и чувства, совершает абсолютные действия. Именно поэтому каждое слово, действие и даже мысль такого человека содержат в себе огромную трансформирующую силу.

На первой стадии формирования устойчивой личности, способной адекватно выражать себя в повседневной жизни Р. Ассаджиоли усматривал два неодолимых процесса, протекающих практически параллельно: ГЛУБОКОЕ познание своей личности и КОНТРОЛЬ над различными ее элементами. Причем, как на первой, так и на последующих стадиях очень желательно присутствие рядом знающего специалиста, уже прошедшего этот путь. На первом этапе это может быть опытный квалифицированный психотерапевт или практикующий психолог. На последующих этапах необходимо присутствие Духовного Учителя, который способен вывести блуждающего в лабиринте своей психики путника на правильную дорогу.

Первый этап предполагает использование множества практических методов, разработанных в рамках различных направлений практической психологии. Главное — с их помощью суметь научиться владеть комплексом характеристик, присущих здоровой личности. Роберто Ассаджиоли выделял такие личностные характеристики как: ощущения, эмоции-чувства, импульсы-желания, воображение, мышление, интуицию. 3а счет постепенного совершенствования этих аспектов человек обретает волю, без которой, как считал Ассаджиоли, невозможно дальнейшее продвижение на пути к самопознанию и реализации. Он рассматривал волю, как необходимый атрибут полноценного «Личного Я».

Одним из очень подходящих для работы методов Ассаджиоли считал метод ДЕ-ИДЕНТИФИКАЦИИ (РАЗОТОЖДЕСТВЛЕНИЯ). Метод разрабатывался исходя из принципа: «Над нами властвует все то, с чем мы себя отождествляем». Иными словами, мы можем контролировать лишь то, с чем мы себя де — идентифицируем, то есть то, с чем мы себя не отождествляем.»

Каждый раз, когда мы идентифицируем себя со слабостью, виной, страхом и другими эмоциями — мы ограничиваем себя. Мы говорим: «Я в унынии или «Я раздражен», и тогда очень легко нами может овладеть депрессия. Если при тех же обстоятельствах мы скажем примерно следующее: «Меня пытается поглотить волна уныния» — бдительное «Я» не потерпит вторжения этого состояния. Оно может критично и беспристрастно рассмотреть импульсы уныния, не будучи поглощенным ими. Часто даже этого бывает достаточно, чтобы выиграть битву с нежелательной эмоцией.

About the Author:

Оставить комментарий