Наданусандхана — одна из важных практик в Традиции Натхов. Само слово имеет следующее значение: «нада» — поток звука, «анусандхана» — погружение, поиск, поглощение ума звуком анахата-нады. Анахата-нада — это внутренний неударный звук, слышимый в анахата чакре.
Сиддха-сиддханта паддхати» (часть 2) так описывает этот звук:
Слово анахата указывает на звук, возникающий без какой-либо внешней причины, «анахата» – это то, что проявляется без соприкосновения двух объектов, не так, как обычно проявляются все звуки. В реальности анахаты все присутствует изначально, то есть субъект (ахам) в ней тождествен с объектом (сах – Абсолютом), этот союз также называют хамса.
…
Когда лебедь (хамса) погружается во внутренний звук, тогда обретается четвертое состояние, связанное с духовным пробуждением (турья), и йогин слышит десять внутренних звуков различной чистоты, приближаясь к поглощению в звуке (анахата-наде). Тогда йогин становится сиддхой.
Звук нады связан с праной (жизнью), с энергией, сливаясь с сознанием она растворяет ум, а также энергетические блоки в теле. Именно поэтому Наданусандхана считается лучшим методом Лайя йоги. Что же означает это словосочетание «растворение ума»?
Ум, дыхание и речь связаны между собой, поэтому успокоение одного влечет за собой поглощение всех остальных. Большая часть йогических техник связана со звуковой вибрацией. Например, бхрамари-пранаяма является одним из этапов Наданусандханы. Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж говорит: «Можно сказать, что звук бхрамари («жужжание пчелы», пранаяма Бхрамари) — это звук всех проявленных звуков. Ко всему прочему, он при своем завершении переходит в наданту — завершенное звуковое состояние, связанное со смолканием ума. Так как ум следует за звуком, то, когда ум смолкает, ум тоже растворяется. В таком состоянии пустоты уже далее можно перейти на более высокий уровень слышания звука из ничего, из пустоты и углубленного погружения в него.»
Звук имеет различные градации уровней. Согласно недвойственным тантрическим учениям, грубый ударный звук, слышимый нашим ухом, является аспектом неударного звука — анахаты. Их существование параллельно. А значит, становится возможным оттолкнуться от грубого звучания и постичь самый тонкий.
Можно привести следующую схему категорий звука и соответствующих состояний:
- Хата (ударный звук) — состояние Джарат (бодроствование) — звук Вайкхари (обычная «звуковая» речь, самая грубая форма проявления изначального звука)
- Анахата (неударный звук) — состояние Свапна (виденье разных форм сна) — звук Мадхьяма (Мадхьяма-вак — это внутреннее состояние звука, психическая речь, уровень мыслеформ и намерений)
- Анахата-хата (неударный в ударном) — состояние Сушупти (глубокий сон) — звук Пашьянти (звук в виде проявления Я, на данном этапе он отличен от чистого сознания и становится объектом его внутреннего восприятия. Звук за пределами органов восприятия)
- Анахата-хатоттирна (высвобождение всего потенциала неударного и ударного звуков) — состояние Турья (Атман) — звук Пара (трансцендентная речь, высший аспект речи, Шабда-Брахман, Парама-Шива, уровень чистого единства, в котором нет различий).
Таким образом, мы видим, что через звучание и слышание внешних и внутренних звуков мы можем постигать различные уровни сознания. Причем, Пара — это не конечная категория звука, некторые тексты не останавливаются на этом, а выделают еще Шунью (пустотный звук). И Шунья в свою очередь может быть разделена на Сукшма (тончайшие звуки Шуньи) и Самвит (звуки сверхсознания).
Все эти категории звуков рассматриваются как формы богини Кундалини-шакти, поскольку Кундалини-шакти и есть форма речи и разных уровней сознания. При восхождении вверх Кундалини вместе с нашим Я (Шивой), раскрывают себя, дает постижение своего тождества с многообразием мира. Это и есть наше творческое самораскрытие, которое ведет к расширению сознания и дает йогину огромную жизненную силу.
В практике Наданусандхане выделяют несколько этапов, которые включают в себя пранаяму, мантра-йогу, мудра-йогу и медитацию, которая позволяет распознать звуки анахаты и превратить эмпирическое сознание в пустотное. Пустотное состояние очень важно, потом что оно открыто для восприятия всего нового в этом мире. Если вы воспринимаете — то вы знаете, а если знаете — то можете влиять.
Статья подготовлена по материалам статьи Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа.