Наданусандхана. Теоретическая база и история возникновения практики.

Наданусандхана – одна из важных практик в Традиции Натхов.  Само слово имеет следующее значение: “нада” – поток звука, “анусандхана” – погружение, поиск, поглощение ума звуком анахата-нады. Анахата-нада – это внутренний неударный звук, слышимый в анахата чакре.

Сиддха-сиддханта паддхати» (часть 2) так описывает этот звук:

Слово анахата указывает на звук, возникающий без какой-либо внешней причины, «анахата» – это то, что проявляется без соприкосновения двух объектов, не так, как обычно проявляются все звуки. В реальности анахаты все присутствует изначально, то есть субъект (ахам) в ней тождествен с объектом (сах – Абсолютом), этот союз также называют хамса.

Когда лебедь (хамса) погружается во внутренний звук, тогда обретается четвертое состояние, связанное с духовным пробуждением (турья), и йогин слышит десять внутренних звуков различной чистоты, приближаясь к поглощению в звуке (анахата-наде). Тогда йогин становится сиддхой.

Звук нады связан с праной (жизнью), с энергией, сливаясь с сознанием она растворяет ум, а также энергетические блоки в теле. Именно поэтому Наданусандхана считается лучшим методом Лайя йоги. Что же означает это словосочетание “растворение ума”?

Ум, дыхание и речь связаны между собой, поэтому успокоение одного влечет за собой поглощение всех остальных. Большая часть йогических техник связана со звуковой вибрацией. Например, бхрамари-пранаяма является одним из этапов Наданусандханы. Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж говорит: “Можно сказать, что звук бхрамари (“жужжание пчелы”, пранаяма Бхрамари) – это звук всех проявленных звуков. Ко всему прочему, он при своем завершении переходит в наданту – завершенное звуковое состояние, связанное со смолканием ума. Так как ум следует за звуком, то, когда ум смолкает, ум тоже растворяется. В таком состоянии пустоты уже далее можно перейти на более высокий уровень слышания звука из ничего, из пустоты и углубленного погружения в него.”

Звук имеет различные градации уровней. Согласно недвойственным тантрическим учениям, грубый ударный звук, слышимый нашим ухом, является аспектом неударного звука – анахаты. Их существование параллельно. А значит, становится возможным оттолкнуться от грубого звучания и постичь самый тонкий.

 

Можно привести следующую схему категорий звука и соответствующих состояний:

  • Хата (ударный звук) – состояние Джарат (бодроствование) – звук Вайкхари (обычная “звуковая” речь, самая грубая форма проявления изначального звука)
  • Анахата (неударный звук) – состояние Свапна (виденье разных форм сна) – звук Мадхьяма (Мадхьяма-вак – это внутреннее состояние звука, психическая речь, уровень мыслеформ и намерений)
  • Анахата-хата (неударный в ударном) – состояние Сушупти (глубокий сон) – звук Пашьянти (звук в виде проявления Я, на данном этапе он отличен от чистого сознания и становится объектом его внутреннего восприятия. Звук за пределами органов восприятия)
  • Анахата-хатоттирна (высвобождение всего потенциала неударного и ударного звуков) – состояние Турья (Атман) – звук Пара (трансцендентная речь, высший аспект речи, Шабда-БрахманПарама-Шива, уровень чистого единства, в котором нет различий).

Таким образом, мы видим, что через звучание и слышание внешних и внутренних звуков мы можем постигать различные уровни сознания. Причем, Пара – это не конечная категория звука, некторые тексты не останавливаются на этом, а выделают еще Шунью (пустотный звук). И Шунья в свою очередь может быть разделена на Сукшма (тончайшие звуки Шуньи) и Самвит (звуки сверхсознания).

Все эти категории звуков рассматриваются как формы богини Кундалини-шакти, поскольку Кундалини-шакти и есть форма речи и разных уровней сознания. При восхождении вверх Кундалини вместе с нашим Я (Шивой), раскрывают себя, дает постижение своего тождества с многообразием мира. Это и есть наше творческое самораскрытие, которое ведет к расширению сознания и дает йогину огромную жизненную силу.

 

В практике Наданусандхане выделяют несколько этапов, которые включают в себя пранаяму, мантра-йогу, мудра-йогу и медитацию, которая позволяет распознать звуки анахаты и превратить эмпирическое сознание в пустотное. Пустотное состояние очень важно, потом что оно открыто для восприятия всего нового в этом мире. Если вы воспринимаете – то вы знаете, а если знаете – то можете влиять.

Статья подготовлена по материалам статьи Гуру Йоги Матсьендранатха Махараджа.

2023-02-17T19:18:21+03:00