Мозжечок (от лат. «cerebellum» — малый мозг)

В последнее время одной из широко обсуждаемых проблем практической психологии является роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей. Мозжечок (от лат. «cerebellum» — малый мозг) чаще рассматривается как структура, которая обеспечивает равновесие и координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, регулирует мышечный тонус. Например, получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит тонус мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность [3,12,13]. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т.д. Однако за последние десятилетия выявлена важнейшая роль мозжечка не только в обеспечении движений, но и в реализации психической деятельности человека. Например, неоспоримо его участие [3,15,16,17,22,23]: — в регуляции скорости, последовательности и согласованности протекания высших психических функций; — в регуляции поведения, эмоций и внимания; — в интеграции и анализе сенсорной информации (зрительной, слуховой, вестибулярной и т.д.), поступающей из других структур мозга; — в обеспечении сенсо-моторных и рече-двигательных координаций; — в формировании схемы тела;

— в моторном планировании, в том числе, в планировании временем движения. За счет двусторонних и односторонних связей мозжечка с различными структурами головного мозга он участвует в оптимизации взаимоотношений между корой больших полушарий, средним мозгом, лимбической системой, стволовыми структурами, анализаторными системами и т.д. При этом происходит возбуждение одних центров и торможение других. Ю.В. Зуева, Н.К. Корсакова и Л.А. Калашникова в результате нейропсихологического исследования больных с мозжечковым инфарктом убедительно доказали участие мозжечка [3]: — в динамической интегративной организации психической деятельности (внимание, счет, динамические составляющие речи, динамический праксис, объем текущего запоминания, память на прошлые знания); — в обеспечении пространственных функций (актуализация зрительных представлений; реализация структурно-топологических, метрических, проекционных и координатных параметров пространственной организации); — в осуществлении контроля и программирования психических процессов (при дефиците контроля отмечались контаминации и конфабуляции при актуализации следов памяти; при дефиците программирования – нарушения реализации психического акта в двигательной, мнестической и интеллектуальной сферах).

Исследования при помощи позитронной эмиссионной томографии продемонстрировали повышение метаболизма, скорости кровотока и функциональной активности мозжечка в процессе различных когнитивных нагрузок (чтение, подбор смысловых глаголов к существительным, активация рабочей памяти, счет «про себя», мысленная имитация игры в тен-нис, речь вслух или «про себя»), что подтверждает его участие в процессе обучения [3]. Различные нарушения в деятельности мозжечка приводят к рассеянности, забывчивости и повышенной утомляемости; снижению памяти и внимания, трудностям сенсорного переключения, невозможности последовательного выполнения необходимых действий, затруднениям в длительном стоянии и сидении, неуклюжести, поведенческим (гиперактивность) и речевым (мутизм, афазия)расстройствам, что, несомненно, приводит к затруднениям в обучении и социальной адаптации [3]. Известны исследования J. Schmahmann [21, 22, 23], S.R. Snider [24], D.R. Weinberger, J.E. Kleinman, D.J. Luchins [25] и др., показывающие роль мозжечка в расстройствах аутистического спектра, сопровождающихся снижением скорости переключения внимания между слуховым и зрительным восприятием, нарушением зрительно-моторных координаций, искажением когнитивного и социального развития личности. К основным причинам мозжечковых нарушений можно отнести внутриутробную дефицитарность развития, генетические нарушения, вирусные инфекции, накопление токсинов (свинец, ртуть и т.д.), вакцинации, аутоиммунныеболезни [9], опухоли, сосудистые заболевания, врожденная гипоплазия и т.д. [3]. В целом, можно говорить не только о роли мозжечка, но и о роли глубинных структур мозга в реализации психической деятельности человека (гиппокамп, таламус, гипоталамус и др.), которым Е.Д. Хомская придает особое значение и называет их изучение «делом будущего» [14]. В соответствии с концепцией Л.С. Выготского развитие мозга идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми, то есть старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис, и работает под управлением постоянно появляющихся высших уровней организации мозга [2]. Учитывая, что основное формирование вестибулярной системы ребенка приходится на внутриутробный период, а развитие сенсо-моторных координаций является следующим этапом (по Л.С. Выготскому — пластом) и имеет немаловажное значение для реализации психической деятельности [1,6,7, 8], мозжечковую стимуляцию необходимо начинать с самого раннего возраста. Особенно она рекомендуется детям с задержками психическо- го и речевого развития, гиперактивностью, аутистическими расстройствами, хромосомными нарушениями. Мозжечковая стимуляция включает в себя: — развитие крупной и мелкой моторики, равновесия и координации движений, схемы тела, выразительности движений, чувства ритма; — овладение способами невербальных коммуникаций (мимика, пантомимика), приемами мышечного расслабления и эмоционального раскре-пощения;

— формирование умения дифференциации качества движений (быстрые-медленные, сильные-слабые, мягкие-жесткие и т.д.); — мысленного представления (!) деятельности с воображаемыми предметами.

Для мозжечковой стимуляции можно использовать свободное и быстрое перемещение тела в пространстве [11]: — по вертикали (прыжки на батуте, перемещения на пружинящих снарядах, прыжки на мягкие маты, прыжки в воду, соскальзывание вниз по наклонным плоскостям (горка); — по горизонтали (прыжки на фитнес мячах, перемещения на роликах, велосипедах и самокатах);

— вращение вокруг своей продольной оси (лечебная центрифуга, вращающееся кресло, кольца, трапеция, диски); — вращение вокруг своей поперечной оси (кувырок вперед в воде или на перекладине при помощи инструктора); — маятниковые возвратно-поступательные движения (качели, карусели, гамак); — уменьшение чувства гравитации, или частичная «невесомость» (плавание, прыжки на батуте и фитнес мячах, прыжки в воду, соскальзывание вниз по наклонным плоскостям). Интересно отметить, что дети сами выбирают наиболее предпочтительные для себя вестибулярные упражнения: кто-то любит кататься на качелях, кто-то – прыгать на кровати, а кто-то – кружиться или нырять. У детей с функциональными нарушениями мозжечка головокружение появляется не на первых занятиях, и является первым признаком мозжечковой активации и, следовательно, началом развивающего процесса [4]. Однако если у ребенка появились вегетативные реакции на вращательные упражнения (бледность, повышенное потоотделение, тошнота, головокружение), страх или неудовольствие, то вращательную нагрузку следует в данный момент прекратить, в дальнейшем уменьшить, постепенно увеличивая от занятия к занятию [11]. Приведем примеры упражнений для мозжечковой стимуляции из собственного опыта работы с детьми в психологическом центре «Тверские дети»: прыжки на батуте, прыжки на фитнес мячах, катание на качалках, вращение на дисках в правую и левую стороны (в положении стоя и сидя), удержание равновесия на балансировочных подушках, удержание равновесия при ходьбе по лавочке и сенсорной тропе, прокатывание «бревнышком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную); прокатывание «солдатиком» (ребенку предлагается лечь на спину, вытянуть руки вдоль тела и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную), прокатывание «колобком» (ребенку предлагается лечь на спину, подтянуть колени к животу, и, переворачиваясь со спины на колени, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную) и др.

В заключении можно отметить, что мозжечковая стимуляция, являясь базальным уровнем развивающей работы с детьми, должна быть системной и начинаться в раннем детском возрасте.

Материалы с сайта https://t.me/craniosac_school

Сиротюк Алла Леонидовна и Сиротюк Анастасия Сергеевна

2022-06-03T03:05:09+03:00